|
Великий Пост. Сегодня начался Великий Пост. Многие люди, в том числе даже и не верующие, начали поститься - т.е. отказываться от принятия животной пищи - от мяса, молока, яиц (кстати, исторически пост подразумевает так же и отказ от сладких продуктов питания - сахара, свеклы и моркови). Не ошибусь, если предположу, что достаточно значительная часть постящихся расценивает Великий Пост, как диетическую рекомендацию, полезную для здоровья и похудения. Многие полные люди специально ждут поста, рассчитывая посидеть 40 дней на постном питании, и сбросить лишние килограммы. К сожалению, это ошибочная стратегия. Постное питание - это питание высокоуглеводными продуктами, которые как раз и способствуют набору веса. Поэтому совершенно не удивительно, что некоторые священники, строго соблюдающие все посты, имеют внушительные размеры талии и чрезмерно избыточный вес. Нельзя подходить к Посту, как к диетической рекомендации. Суть Великого Поста совершенно в другом. Но сначала пара слов о том, как возник Великий Пост (по статье "О Великом Посте" диакона Андрея Кураева). Изначально Великий Пост предназначался не христианам, а язычникам. Постились язычники - те язычники, которые хотели принять Крещение. Это сейчас можно покреститься в любое время года, практически в любой день. Раньше, во время зарождения и становления христианства (I-III века), это было не так - крестили всего несколько раз в году, прежде всего на Рождество и на Пасху. Причем крестили в основном только взрослых людей, которые сознательно были готовы к этому поступку (это было опасное решение, древняя Церковь в то время была притесняемой и преследуемой, христиан часто отлавливали и казнили). Вот тогда и появился Великий Пост - 40-дневное испытание, которое должен пройти тот, кто хочет получить Крещение в Великую Субботу перед Пасхой. Т.е. Великий Пост имеет исключительно миссионерское происхождение. И здесь возникало одно психологическое противоречие. Вот представьте, приехал к язычникам христианин-миссионер, начинает проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Его слышат, проникаются проповедью и собираются креститься. Язычник начинает поститься, готовясь ко Крещению. И миссионер, и постящиеся язычники живут рядом, в соседних домах, на глазах у друг друга. Поэтому, если в этот момент сурового поста (а для язычника это по сути духовный подвиг) миссионер начнет есть курочку, закусывая яичками и запивая молочком, то он будет точно неправильно понят. Многие язычники могут разочароваться в миссионере (а значит и в христианстве), чего миссионер не мог допустить. Поэтому миссионеры были вынуждены, чувствуя неудобство этой ситуации, сами поститься в это время - ради язычников, которых они приводили в Церковь. И, таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности с язычниками, как часть миссионерского служения. Но ни тогда, ни сейчас, пост не был диетологической рекомендаций. После того, как Великий Пост вошел в церковную жизнь, он стал иметь два практических значения. Суть первого значения поста хорошо выразил Иоанн Златоуст: "Обуздайте языки, отложите гнев и укротите плоть". Как мы видим, здесь нет ни слова о том, что и как, и в какой последовательности нужно есть. Что еще раз подтверждает, что суть поста неправильно понимается современным человеком. О чем же говорит Иоанн Златоуст? Переведем на современный язык его слова: хотя бы 40 дней не скандальте, 40 дней не осуждайте своих ближних, на 40 дней успокойте свои неуемные и многообразные желания. Не в еде дело. Не в том, чтобы не есть мясное, а есть углеводное. Не в диете. Как-то еще в советское время приходит к священнику женщина и спрашивает: "Батюшка, вот я работаю в советском учреждении, и я там поститься не могу, потому что в столовой там рыбный день только в четверг, всё скоромное, и я всё время на глазах у своего начальника и парторга кушаю. Лишние вопросы будут, если я буду поститься. Как мне быть, что есть-то?" В ответ слышит: "Всё ешь. Людей не ешь". Главное в Великом Посте - воздержание от каннибализма. Людей не ешьте: не гневайтесь, не осуждайте, не раздражайте - это и будет истинный пост. Поэтому, прежде чем начать ограничивать себя в мясе, лучше бы научиться "людей не есть". А уж только потом отказываться от животных продуктов. Суть второго значения поста - финансовая. Святой Иоанн Златоуст так пояснял смысл второго значения поста: "Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим". Вот в этом была финансовая составляющая Великого поста - выделить средства на то, чтобы помогать вдовам, инвалидам и беспризорным детям. Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт Поста образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь нуждающимся. Но разве многие в наше время задумываются о том, как бы сэкономить пару тысяч рублей на мясе, и отдать эти деньги нищим? Нет, конечно. Постный стол, в наше время получается ДАЖЕ ДОРОЖЕ скоромного мясного питания. А все дело в том, что постный стол - это ведь был растительно - рыбно - грибной стол. В то время он был намного дешевле скоромного стола (молочно - мясо - яичного). Но в наше время ситуация изменилась на ровно противоположную. Мясо стоит дешевле, чем рыба и морепродукты. Яйца - дешевле, чем грибы. Молочные продукты - дешевле, чем свежие растительные продукты и свежезамороженные овощи и фрукты. Сегодня по большей части утеряны две главные сути поста: - главное в Посте - "не есть людей"; - разницу в стоимости продуктов отдать нищим и нуждающимся. У большинства населения Пост превратился в 40-дневную диету. Чрезвычайно вредную высокоуглеводную дорогую диету, лишенную какого-либо воспитательного и оздоровительного смысла. А без главного правила (научиться "не есть людей") пост быстро превращается в муку и для самого человека, и для его близких. Голодный желудок становится источником постоянного раздражения и беспокойства. И часто бывает так, что такой постящийся человек становится жутко раздражительным и даже социально опасным. Он терпит голодные спазмы в желудке, но не умеет контролировать свое раздражение, не владеет своими эмоциями, позволяет раздражению своего желудка выливаться на всех вокруг. И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Не потому, что человек не готов терпеть голод. А потому, что он не готов "не есть людей". Цель Великого Поста не в том, чтобы поправить здоровье, похудеть, стать гибче и стройнее. Цель Великого Поста в том, что научиться не гневаться, не осуждать, не раздражаться. А что Вы в это время едите - да какая разница?! Человек, который начинает поститься (отказывать себе в мясе, яйцах и молоке) прежде чем научится не гневаться, не осуждать, не раздражаться - просто сидит на диете (достаточно вредной), которую по какому-то недоразумению он считает "Великим Постом". Великий Пост - это не диетические рекомендации, а 40-дневный мораторий на ругань и разные патологические хотелки. Великий Пост - это 40-дневная тренировка спокойствия. Всегда, когда возникает раздражающая нас ситуация, есть такой момент, когда мы можем выбрать - раздражаться или нет, скандалить или нет, кричать и ругаться или нет. И надо просто научиться замечать этот момент и сознательно делать выбор в пользу спокойствия и ровного настроения. 40 дней для тренировки этого навыка - это вполне достаточный срок. А питание я бы предложил и в эти дни (как и во все другие дни в течение года) держать наиболее оптимальным для здоровья - дробным, с достаточным количеством белка (в том числе животного), жиров, клетчатки (салатов, овощей, отрубей) и супов. Вот такой пост будет равно полезен, как полному, так и худому, как православному, так и атеисту. А резкие и частые перемены питания всегда шли не на пользу здоровью. Еще М.В.Ломоносов писал о вреде диетологической составляющей Великого Поста ("начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее."). Он ставил в укор священству то, что оно бездумно скопировало для холодного климата России церковный устав, написанный для жителей теплых стран, где растут финики и смоквы, а вино пьется в качестве укрепляющего организм напитка. Он даже предлагал созвать вселенский Собор, который бы перенес Великий Пост на конец весны - начало лета, когда потребление "новых плодов земных, и свежих рыб, и благорастворенного воздуха" было бы полезно для здоровья. М.В.Ломоносов в трактате "О сохранении и размножении российского народа" писал, что терпение Великого Поста неизбежно оборачивается последующим перееданием после окончания поста: "Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое Ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники". Последствия этого переедания были многочисленными и печальными: "Между тем бедный желудок, привыкнув через долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает". Количество умерших в дни этих после-постных перееданий было просто катастрофическим. Их было так много, что Ломоносов видел в Великом Посте основной источник демографических проблем современной ему России. Мало что изменилось за прошедшие 250 лет. Да и не могло измениться. Любые запреты приведут к обратному - возникнет неуемное желание поесть запретного, это желание может вырасти до размеров небоскреба и совсем расшатать нервы. Типичный результат такого поведения: человек начинает сильно нервничать, а значит и много есть; в день окончания поста он как с цепи срывается и наедается от пуза именно тем, что сам себе запрещал. В итоге, он приобретает не только невроз, но и лишние килограммы. Именно поэтому и нельзя сидеть на диетах, и именно поэтому после диет вес только прибавляется, а нервы становятся взведенными, как пружина - чуть тронешь и взрыв. Поэтому ни в коем случае не превращайте пост в диету. Это противоположные вещи. Диета портит нервы и губит здоровье, а настоящий пост (я имею в виду навыки самоуспокоения) лечит нервы и избавляет от болезней.
Алексей Фалеев
|
|
Календарь новостей |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|